В 1898 году Даши Доржо вернулся на родину, в Янгажинский дацан, где был зачислен в штатные ламы и начал преподавать буддийскую философию (чойра), а в 1904 году был назначен настоятелем Янгажинского дацана. Своей благородной активностью он внёс огромный вклад в просветительскую и лечебную деятельность буддийского духовенства среди верующих и мирян.
С 1911 по 1917 год он был избран главой российских буддистов – XII Пандито Хамбо Ламой.
За время своего служения буддизму в России Хамбо Лама Итигэлов совершил множество благих деяний для своего народа и был отмечен высокими государственными наградами. Хамбо Лама Итигэлов вошёл в историю Русско-японской и Первой мировой войн, организовав сбор средств и гуманитарной помощи в Бурятии, Забайкалье и Восточной Сибири; с его благословения на фронт отправлялись эмчи-ламы (медики); а все солдаты, получившие благословение и мантры от Итигэлова, вернулись живыми. В 1915 году Итигэлов был награждён высшей государственной наградой Монголии — орденом Драгоценного жезла; в 1916 году за особые труды и заслуги по оказанию помощи лицам, призванным на войну, а также семьям раненых и павших, был награждён российским орденом Святой Анны II степени. Царская семья почитала Хамбо Ламу Итигэлова. Благодаря его близкой связи с императорским домом Романовых был построен первый в мире буддийский храм в Европе – дацан Гунзечонэй в Санкт-Петербурге. XII Пандито Хамбо Лама обладал всеми обычными признаками тантрической реализации: мог передвигаться по поверхности воды на коне, как по дороге; рассекать водную гладь и идти по сухому дну; он мгновенно удалялся за километр от места, где находился, – эти реальные факты были засвидетельствованы его современниками.
В 2010 году была обнаружена написанная Итигэловым книга-намтар на тибетском языке, в которой он описал свои 12 реинкарнаций за несколько тысячелетий. Всё это свидетельствует о том, что Хамбо Лама Итигэлов уже при жизни был практиком, достигшим вершин буддийской реализации.
Для понимания нынешнего состояния Хамбо Ламы Итигэлова важно отметить, как он в 1927 году ушёл из этого мира. Свой переход он совершил в ясном сознании. В возрасте 75 лет он собрал своих учеников и попросил исполнять молитву «Благопожелание уходящему», которой провожают усопших.
Под эту молитву Хамбо Лама Итигэлов погрузился в медитацию и перестал дышать. Его тело
похоронили в позе медитации в кедровом коробе. Перед уходом он оставил завещание, в котором указал: «Я вернусь!» – и завещал найти и поднять его через 75 лет.
Даши Доржо Итигэлов
XII Пандито Хамбо Лама
Статуя I Пандито Хамбо Ламы
Дамба Доржо Заяева
С 2002 года по настоящее время Драгоценное Нетленное Тело Хамбо Ламы Итигэлова находится в храме Иволгинского дацана.
Он сидит в той же позе лотоса, которую принял в медитации перед переходом.
Годы идут, но его тело остаётся неизменным.
Учёные свидетельствуют: объяснения этому нет.
Паломники приезжают к Итигэлову за тысячи вёрст.
Верующие называют его Буддой.
Во всей современной истории буддизма феномен Хамбо Ламы Итигэлова свидетельствует о доблестной победе духовного над материальным и имеет историческое значение.
С 2012 года главный хранитель Драгоценного Нетленного Тела, лама Иволгинского дацана Бимба Доржиев получает послания от Хамбо Ламы Итигэлова. Каждое утро во Дворце Пандито Хамбо Ламы Итигэлова проходит хурал, после специальной практики Бимба лама погружается в медитацию, после которой передаёт ныне действующему Пандито Хамбо Ламе Аюшееву запись пришедших к нему слов на бурятском или старомонгольском языке.
В посланиях широко используются слова на санскрите и тибетском языке.
Новое послание передаётся практически каждый день. Сначала идёт описание ситуации, которую нужно разрешить или прокомментировать, а затем само заключение или вывод из этой ситуации. Ежедневно послания Итигэлова публикуются с помощью различных медиа ресурсов, а также в социальных сетях, чтобы с ними могли свободно ознакомиться все желающие. Каждое послание несёт своё значение: это может быть пояснение текущей ситуации или предсказание будущих событий, иногда это разъяснение учения Будды или ответы на актуальные вопросы. Любой человек может прочитать послание и подумать над ним, получить собственное понимание послания, в зависимости от своего мировосприятия.
Тот самый кедровый короб, прекрасно сохранившийся до наших дней
Таким образом, Хамбо Лама Итигэлов наблюдает за нашим миром и разговаривает с нами, осуществляя телом, речью и умом деяния Бодхисаттв.
Возвращение Хамбо Ламы Итигэлова имеет глобальное значение для сохранения традиционного буддизма и философского развития гуманитарных ценностей в современном мире. В первую очередь, это касается возрождения и развития буддизма в Бурятии и других регионах России. С каждым человеком, приходящим в Иволгинский дацан к Хамбо Ламе Итигэлову, происходит что-то особенное.
Хамбо Лама Итигэлов через своё состояние и послания говорит, что каждый, ступая шаг за шагом по пути добра, накопления заслуг и истинной мотивации ради блага других, может достичь высочайшего уровня духовной реализации, победить смерть и страдания.
На общечеловеческом уровне Хамбо Лама Итигэлов объединяет всех нас, и его возвращение является благословением, замечательным знаком, воодушевляющим символом веры и надежды для людей.
Статуя Даши Доржо Итигэлова, XII Пандито Хамбо Ламы
В 2002 году состоялось поднятие и вскрытие саркофага. Нетленное тело Даши Доржо Итигэлова
сохранилось вопреки времени и вопреки научной теории необратимости физического распада. Эксгумация проходила в присутствии экспертов-криминалистов. Патологоанатомы были уверены, что через пару дней после открытия короба, в котором сохранялось тело под землёй 75 лет, оно превратится в тлен. Обычно резкие изменения внешних условий приводят именно к таким последствиям. Но с Итигэловым не происходило никаких изменений. После проведения биохимического исследования образцов волос, кожных покровов и ногтей Хамбо Ламы Итигэлова все эксперты сошлись на том, что состояние, в котором находится Итигэлов, не относится ни к одному из трёх состояний после смерти: тело не мумифицировалось, не подверглось торфяному дублению и не превратилось в жировоск. Тогда ученые назвали состояние Итигэлова «четвёртым состоянием».
Родился в 1852 году в местности Улзы Добо (Иволгинский район Республики Бурятия). Он признан перерождением I Пандито Хамбо Ламы Дамба Доржо Заяева. Рождение Даши Доржо окружает множество легенд, и, действительно, родители Итигэлова неизвестны.
Детство и юность он провёл как кочевник вместе со стадами овец и коров. Мальчик отличался смелостью, целеустремлённым и независимым характером. В возрасте 15 лет он тайком добрался до Анинского дацана, что в трёхстах километрах от его родных мест, и обучался в этом дацане 23 года.
Постигая учение Будды, он успешно защитил звание гэбши, затем габжи и прославился учёностью.
В последующие годы Даши Доржо Итигэлов совершенствовал полученные знания в Цугольском и Тамчинском дацанах, изучая труды по тибетской медицине.